Постановка целей, это один из ключевых навыков личной эффективности — привычка, которая превращает многие несбыточные мечты в достижимые цели» Постановка четких, достижимых и определенных во времени целей — в разы увеличивает нашу эффективность и продуктивность.
По результатам исследований, только 2% людей имеют четкие цели в жизни. Одна консалтинговая компания провела опрос 1000 человек, разного статуса, профессий, должностей и возраста. Оказалось, что у 98% вообще нет никаких целей. То есть из 1000 опрошенных человек – 980 так и не смогли сказать, что конкретно и в какие сроки они хотят получить в этой жизни. Поэтому успешными становятся не многие – люди сами не знают, чего хотят.
«Для корабля у которого нет цели – ни один ветер не будет попутным». Ответьте сами: кто эффективней – человек, который поставил себе четкую цель, составил план ее выполнения, прописал что и когда он будет для этого делать или человек у которого просто есть какое то желание, если вообще какое то есть?
Большинство состоявшихся, успешных людей, имели четкие цели и планы их достижений, расписанные на несколько лет вперед. В любой работе, умение ставить четкие, определенные во времени цели — так же существенно увеличивает ее результативность
Наиболее распространенным, классическим методом постановки целей, является метод SMART:
SMART | ||
Specific — Конкретная | Отвечает на вопросы — что?, где?, когда? и как? | |
Measurable — Измеримая | Какой конкретно нужен результат? Чем измеряется степень достижения цели? | |
Achievable — Достижимая | Может ли цель быть достигнута, разумными усилиями и средствами? | |
Relevant — Согласованная | Как минимум, адекватная. «Не стоит ставить цель купить повозку, если еще нет лошади». | |
Timebound — Определена во времени. | Поставлены ли конкретные сроки выполнения? |
Смарт вместе с декомпозицией, становится еще более эффективным методом. Давайте рассмотрим примеры постановки целей по Смарту и пример Декомпозиции.
Пример Цели 1:
Увеличить продажи в октябре минимум на 20% за счет расширения представленности ассортимента на 2-3 позиции в каждой Торговой точке и увеличения суммы среднего чека. И за счет увеличения АКБ — не менее 20 новых клиентов
Конкретная — Увеличить объемы продаж за счет расширения ассортимента и новых клиентов на своей территории
Измеримая — Рост продаж 20%. Увеличение представленности ассортимента на 2-3 позиции в каждом магазине. Подключить 20 новых клиентов
Достижимая — Есть в наличии новый ассортимент, смогу подготовить рабочие скрипты продаж для эффективной презентации ТП. На территории есть не менее 20 новых клиентов, поставлю спец. задачи команде по приросту АКБ и увеличению представленности.
Согласованная — Выполнение всех данных задач в этом месяце важно для компании и для меня
Определена во времени — выполнить до 31 октября
Пример цели 2:
Укомплектовать эффективную, торговую команду из 8 ТП вместо 6 за 2 месяца, минимум по 90 клиентов на каждого — за счет создания новой маршрутизации и развития территории.
Конкретная — Укомплектовать эффективную, торговую команду.
Измеримая — Должно быть 8 ТП в команде.
Достижимая — На территории есть достаточно потенциала. Смогу за месяц в месте с торговыми сделать перепись всех потенциальных клиентов и создать новую маршрутизацию. Поставлю в мотивацию задачу по приросту АКБ. За второй месяц подберу 2-х новых ТП, проведу обучение команды и запущу 8 ТП по новой маршрутизации.
Согласованная — На текущий момент данные задачи являются приоритетными.
Определена во времени – Через 2 месяца (с 01 мая, на территории должно работать 8 ТП, минимум по 90 АКБ на каждого)
Пример цели 3 (Декомпозиция)
Заработать 500 т.р. за 2 месяца на продаже гаджета в интернете
Конкретная — Заработать 500 т.р.
Измеримая — Продать 500 шт. зарядных устройств по 2000р.
Достижимая – Соответствующий спрос на рынке есть.
— Себестоимость 1 шт. в Китае с доставкой 300р.
— Продажа 1шт. 2000р.
— Продажи 500 шт. в месяц * 2000р. = 1 000 000р. выручка
— Среднестатистическая конверсия с лендинга 2%, это 25 000 кликов из которых 500 покупателей.
— 250 000р. расход на рекламу (1 клик стоит 10р. * 25 000 = 250 000р).
— 100 000р. расходы на сайт и услуги директолога.
— 150 000р. себестоимость гаджетов
Всего вложения 500 000р.
Итого: 1 000 000р. продажи – 500 000р. вложения = 500 000р. прибыль
Согласованная — есть время и возможность вложиться в данный проект. Нет никаких более важных целей и дел.
Определена во времени — запустить проект с 1 августа и выполнить до 30 сентября.
Соответственно если ваша цель краткосрочная, на 1-2 месяца, то нужно составлять задачи на каждый день.
Итак, декомпозиция это разделение общего на частное. То есть мы берем конечный желаемый результат и детализируем все шаги которые нужно для этого сделать.
Хорошая цель, это декомпозиция (она максимально детализирована)! Практически бизнес план. А дальше нужно ежедневно ставить промежуточные цели и задачи для выполнения общей цели в срок.
Например если я поставил себе цель написать книгу за 3 месяца но не делаю каждый день необходимой работы – я ее не выполню во время и может быть вообще никогда не выполню.
У многих людей есть талант – то, что можно сделать за месяц, они делают мечтой всей своей жизни)).
Попробуйте поставить себе цель в денежном выражении — например, подать за месяц на 10 000 000р., или заработать за месяц конкретную сумму. А потом разложите в деталях, что конкретно надо для этого сделать, за счет чего можно прийти к этой цифре. И после этого пропишите план действий на каждый день а в конце каждого дня корректируйте план на следующий.
Для руководителя навык постановки и детализации целей — особенно важен. Когда Руководитель профессионально владеет ситуацией, понимая у кого какой потенциал то он:
- Ставит корректные планы, что очень важно для мотивации.
- Детально раскладывает по полочкам своим подчиненным все их задачи и возможности, что делает эти задачи более понятными, достижимыми и не вызывает негатива у команды.
2 важных ключевых принципа эффективного планирования!
- Ставить максимально корректные планы и задачи подчиненным!
- Детально объяснять им за счет чего и как они могут их выполнить.
От этого зависит внутренняя мотивация людей и результат их работы.
Что касается личной жизни, навык постановки целей так же крайне необходим. Мы можем просто чего то хотеть а можем иметь четкую цель и план действий. В какой ситуации мы получим больше результат — очевидно!
Когда у нас есть конкретные, достижимые, правильные и определенные во времени цели – мы становимся намного эффективнее. Движемся быстрее, что бы получить желаемое – сама цель нами движет! Цель мотивирует и стимулирует на более активные действия и решения. Наша продуктивность и личная эффективность возрастают в разы!
Кроме навыка постановки целей, есть еще 3 важных, ключевых навыка личной эффективности, о которых можно прочитать в следующих статьях:
Практический действия