Развитие эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта является самым важным условием для развития карьеры, личного бренда и управления людьми.

Множество прекрасных специалистов в своей сфере не смогли стать успешными или даже заурядными руководителями именно потому, что подчиненные ожидают от руководителя не столько грамотности в своей области, сколько уверенности, понимания, справедливости, мудрости.

«Благодаря IQ нас принимают на работу, благодаря EQ мы делаем карьеру». Поговорка XXI века

На эту тема есть хорошая книга — Тренинг по построению карьеры от бывшего вице-президента и креативного директора Nickelodeon.

Книга — Свой путь. Как эмоциональный интеллект сделает из тебя бренд, научит, как с помощью эмоционального интеллекта создать личный бренд, сделать карьеру и обрести финансовую независимость. Есть в электронном и в аудио формате:

Эмоциональный интеллект

В русском языке «интеллект» это по сути «ум». Умный человек тот, кто способен видеть взаимосвязь явлений, которая далеко не всегда лежит на поверхности. А также тот кто умеет прогнозировать последствия этих явлений.

Именно на умении обнаруживать такие взаимосвязи явлений и построены тесты измерения IQ. И казалось бы, высокий интеллект – гарант успеха.

Однако всем нам знакомы люди, которые блещут умом и эрудицией, но успешными их не назовешь. Им не хочется подражать. Они могут быть своеобразные, слишком увлеченные собой или просто странные люди. С ними не хочется общаться и обсуждать свои проблемы. Их внимание для нас не представляет никакой ценности.

Влияние таких людей на жизнь коллектива, при всем их интеллекте невелико. Хотя они прекрасно понимают взаимосвязь сложных явлений – исторических, политических, природных, но складывается впечатление, что они не понимают окружающих, не знают, где находятся те рычаги, воздействуя на которые другие люди получают уважение и признание, симпатию, доверие и влияние на коллектив.

История знает достаточно много великих людей, с трудом находящих общий язык с окружением, причудливых, неуживчивых, одиноких.

Но если вы руководитель или хотите им стать, значит ваша личность и ваше влияние – это инструмент работы.

Роскошь быть «непризнанным гением» не для вас. Ваши слова и поступки должны оказывать максимальное влияние на максимальное количество людей. Только с помощью людей вы достигнете поставленных целей и задач. Тогда можно будет говорить о том, что Вы сильный руководитель и умеете работать с людьми. Поэтому развитие эмоционального интеллекта, является самым важным для любого руководителя.

Таким образом, вам нужно понимать, где же находятся эти рычаги влияния на людей (и на вас в том числе) и как осуществлять управление этими рычагами.

Высокий уровень эмоционального интеллекта поможет защититься от манипуляций, избежать лишнего стресса, повысить эффективность переговоров и продаж, превратить деструктивный конфликт в конструктивный, найти общий язык с окружающими.

Ведь руководитель выступает вдохновителем, мотиватором, судьей, оценщиком, контролером, поддержкой. Руководитель хвалит, шутит, высказывает сомнение, угрожает, провоцирует, подбадривает, поддерживает моральный климат и т.п.

И все эти действия руководителя вызывают эмоции. Тому, кто не умеет всего вышеперечисленного, не стать руководителем-лидером – настоящим, а не по должности. Так как в ежедневной деятельности руководителю необходимо убеждать свое профессиональное сообщество в верности своих идей, заставлять коллег прислушаться к себе.

 

Важность эмоций

Почему тонны старательно заучиваемых нами в школе и вузе исторических дат, математических доказательств, химических формул благополучно забываются как на экзамене, так и после него?

Потому что это не волнует нас!

Произошла Грюнвальдская битва в 1410 или 1411 году, – какая разница? Сам факт того, что эта битва когда-то где-то произошла, вспомнит не каждый, хотя в школе все о ней слышали.

А вот признания в любви, оскорбления, комплименты и обманы мы помним долго, некоторые – всю жизнь.

Но если исторические факты затронут наши эмоции, будут «очеловечены», они прекрасно запомнятся. Большинству безразлично, когда и почему Екатерина Вторая разорвала Манифест дворянской вольности и что конкретно она сделала для России, а вот то, что у нее было множество любовников, запоминается с лету.)

Правление Анны Иоанновны помнится построением ледяного дома и печально известной шутовской свадьбой в ледяном дворце, но никак не войной за польское наследство.

Такая избирательность памяти связана с тем, что мы помним или забываем те или иные вещи, основываясь на сложном комплексе эмоций, интереса и значения для нас той или иной вещи. Если эмоции не затронуты, в обработке информации участвует меньше клеток мозга.

Поэтому важно уметь вызывать правильные эмоции у людей или подчиненных, используя интересные примеры, метафоры, истории и шутки. Тогда они будут лучше воспринимать и запоминать полученную информацию. Проявлять больше уважения интереса и доверия.

Читайте так же статью управление изменениями в компании

 

Управление эмоциями

Развитие эмоционального интеллекта это не только управление чужими эмоциями. Это в первую очередь управление своими. Важно: «эмоции ни в коем случае нельзя подавлять – это чревато стрессами, вспышками гнева и болезнями». Эмоциями надо управлять.

Если мы выпустим пар из кипящего чайника — с ним ничего не случится. Если плотно закроем — его разорвет! Так и с человеком.

Основные методы управления негативными эмоциями:

  1. Первое, что нужно делать, это разделять эмоцию, внешний мир и себя — понимать, что это я испытываю страх или удовольствие, а не мир страшен или приятен. Проведя объективный анализ ситуации, часто все становится на свое место.
  2. Один из моих любимых приемов избавления от негативных эмоций — оценивать все события в своей жизни с точки зрения мирового значения. Так же сопоставляя свои проблемы с более серьезными и глобальными иногда может стать даже стыдно за свою слабохарактерность.
  3. Умение смеяться над собой. Очень важно этому научиться. Это один из признаков сильных людей.

Иногда наше настроение может меняться автоматически, тогда эмоциональные состояния необходимо осознавать и анализировать.

Вспоминая приятные моменты, когда мы были сильны, успешны и уверенны, мы снова вызываем у себя эти эмоции и это опять делает нас сильнее и увереннее. Воспоминания о боли, страхах, обидах и разочарованиях ослабляют нас. Вспоминайте и думайте только о том, что делает Вас сильнее!

Человек с высоким ЭИ принимает себя со своими недостатками и не переживает по поводу того, что они известны окружающим, ведь его достоинства, несомненно, перевешивают негатив, а как известно, и на солнце есть пятна!

Теперь давайте рассмотрим какие личностные и социальные навыки необходимо развивать для высокого эмоционального интеллекта.

Личностные навыки – самосознание и самоконтроль — определяют то, как мы управляем собой.

Самосознание

— Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание их воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.

— Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.

— Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности.

Самоконтроль

— Управление эмоциями: умение контролировать разрушительные эмоции.

— Открытость: проявление честности и прямоты; надежность.

— Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.

— Воля к победе: настойчивое желание улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.

— Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.

— Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.

Очень важно развивать у себя проактивное мышление — это самый важный навык любого успешного человека и руководителя. Об этом читайте в статье Проактивное мышление

 

Социальные навыки – социальная чуткость и управление отношениями – определяют то, как мы управляем нашими отношениями с людьми.

Социальная чуткость

— Эмпатия, сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.

— Деловая осведомленность: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.

— Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов, покупателей.

 

Управление отношениями

— Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.

— Влияние: владение рядом тактик убеждения.

— Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.

— Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.

— Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.

—  Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание сети социальных связей.

— Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.

Все эти навыки – основа важнейших компетенций руководителя.

 

Качества влияющие на развитие эмоционального интеллекта

Коммуникации:

― результативные обсуждения чувств;

― умение хорошо слушать и задавать вопросы;

― умение проводить различия между тем, что кто-то говорит или делает, и вашими реакциями на это или суждениями об этом;

― вместо осуждения говорить: «А я бы сделал так…».

Самораскрытие:

― умение ценить искренность и создавать доверительные взаимоотношения;

― умение выбрать момент, когда можно без всякого риска обсудить ваши сокровенные чувства.

Проницательность:

― выявление моделей вашей эмоциональной жизни и реакций;

― распознавание аналогичных моделей у других людей.

Личная ответственность:

― умение брать на себя ответственность;

― осознание последствий своих решений и поступков;

― принятие своих чувств и настроений;

― доведение дел до конца согласно обязательствам (например, в отношении учебы).

Уверенность в себе:

― умение заявлять о своих заботах и переживаниях без раздражения или небезучастно.

Групповая динамика:

― сотрудничество;

― понимание, когда и как надо вести за собой, а когда быть ведомым.

 

Развитие эмоционального интеллекта гласит — «Познай самого себя».

«Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – путешествие внутрь самого себя».

Федерико Феллини

 

Концепция Внутреннего Ребенка

Концепция Внутреннего Ребенка является частью мировой культуры уже по меньшей мере две тысячи лет. Карл Юнг называл его «Божественное Дитя», другие исследователи — «чудо-ребенок», «Истинное Я».

Внутренний Ребенок — это та часть нашей психики, которая извечно полна жизни и сил, творческих порывов и удовольствия. Это наше Настоящее Я — то, кто мы есть на самом деле.

С возрастом многим из нас, чтобы выжить в мире запретов, рациональности, долженствования, приходится «забыть себя (или частичку себя) на заднем дворе».

Ребенок – это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.

Ребенок – одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. Если Ребенок нездоров и беспокоен, то последствия могут быть самыми неблагоприятными.

Конечно, есть люди, в которых Ребенок совершенно некстати и неумело берет на себя управление всей личностью, и таких людей мы называем инфантильными. А гармоничной личности нужны все три эго-состояния.

«Взрослый» нужен для решения возникающих «здесь и сейчас» различных проблем. Он помогает нам эффективно справляться с трудностями жизни.

Чтобы вписываться в законы общества, нам необходим набор правил, отраженный в нашем «Родителе».

Но только в состоянии «Ребенка» мы находим доступ к детской непосредственности, интуиции, творческому потенциалу.

Пример

Человеку всего 25, но он слишком серьезен. Он думает, что успешные люди – это люди серьезные и мало улыбающиеся. Ему хочется быть похожим на своего босса, солидного человека 59-ти лет. Игорь производит на окружающих впечатление эмоциональной холодности, бесчувственности и не располагает к близкому общению, контакт с сотрудниками не налажен, клиентов его поведение настораживает. Его шансы стать руководителем, да и просто хорошим продавцом, пока невелики.

Признаками низкого эмоционального интеллекта являются конфликтность, раздражительность, нерешительность, стремление держать все под контролем, подвластность сильному чувству гнева. Такие люди очень часто стремятся подавить окружающих, подчеркнуть собственную значимость за счет унижения других, особенно если они руководители.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: