ABC и XYZ анализ

ABC анализ, это Маркетинговый анализ эффективности работы по ассортименту, клиентам, поставщикам и т.д… В основном применяется к первым двум.

Он делается для:

  • оптимизации товарной матрицы – удаления или развития товаров (для мертвых или перспективных позиций)
  • увеличения среднего чека
  • оптимизации и развития клиентов
  • оптимизации работы с поставщиками

АВС — анализ, более упрощенный и распространенный:

АВС — анализ товара
А — наиболее значимые товары Составляют 20% ассортимента. Дают 80% выручки
В — средние по значимости товары Составляют 30% ассортимента. Дают 15% выручки
С — наименее значимые товары Составляют 50% ассортимента. Дают 5% выручки

Иногда бывает и так, что в портфеле 90% продаж дает 10% ассортимента. Это опасно, так потеряв продажи нескольких позиций, можно потерять весь бизнес.

Как правильно делать АВС и ABC-XYZ — анализ, вы можете посмотреть на просторах интернета и каналах youtube.

Самый упрощенный АВС — анализ, можно сделать в 3-4 шага:

  • 1 — Формируете продажи по ассортименту с оборотом и наценкой за пол года или последний год и сохраняете в Excel.
  • 2 — Ставите фильтр от большего к меньшему по объему продаж и группируете рейтинг продаж.
  • 3 — Можно определить долю каждой позиции от общего % продаж (ставим форму в 1 ячейку и копируем на все SKU.
  • 4 — Разделяем ассортимент на 3 группы (АВС), с примерными объемами от общей доли продаж 80% , 15% и 5%.

Хотя бы такой простой анализ можно сделать за 20 мин.:

АВС-анализ

Даже этот простой вариант вам поможет понять: 1 — на какие позиции следует больше сделать акцент в продажах;   2 — какие позиции исключить из ассортимента;   3 — на каких позициях можно больше зарабатывать (например, клиенты делают вывод о наших ценах судя по ассортименту из категории А, поэтому на некоторых товарах из группы В мы могли бы зарабатывать больше, если у нас большой ассортимент.

По клиентам лучше делать продажи за год с разбивкой по месяцам. Так вы увидите динамику и потенциал: Потом можно посмотреть клиентов по ассортименту и наценкам, что бы понять — кому, что добавить, какие маркетинговые активности вам нужны, как еще больше масштабировать объемообразующих клиентов. Возможно пересмотрите ценообразование, ассортимент по АКБ и т.д…

В итоге вы можете оказаться от некоторых товаров и даже некоторых клиентов — если у них мизерные продажи, постоянная просрочка и они могут быть убыточные для вас.

А по некоторым позициям и клиентам, наоборот поставите задачи по увеличению наценки, ассортимента и товарооборота.

 

Комунужен более детальный ABC-XYZанализ, и кто хочет посмотреть как реально он делается на практике — в интернете, на каналах youtube есть бесплатные видео уроки. Данный анализ, так же делается по товарам, клиентам, поставкам и т.д…

XYZ анализ товара, разделяет продукцию по регулярности продаж (стабильности спроса):

X – товары с постоянным, стабильным и прогнозируемым спросом

Y – товары с переменным, но прогнозируемым спросом

Z – товары со случайным и не прогнозируемым спросом

XYZ — анализ клиентов – разделяет потребителей по количеству покупок:

X – частые покупки

Y – средние покупки

Z – единичные или редкие покупки

 

Вместе ABC и XYZ — анализ, дают информацию:

  • По Клиентам — как много и как часто они покупают.
  • По Товару — как много и как часто продается продукт.

ABC и XYZ анализ

В итоге, самые лучшие клиенты и товары – это AX (покупают много и часто), а самые плохие – CZ (покупают мало и редко/нерентабельны).

Можете скачать и посмотреть шаблон в Excel на примере Анализа по клиентам.

Каждый показатель, требует соответствующие задачи.

АВС-XVZ-анализ-2

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: